Инженерные решения в области
смазочных материалов и клеев-герметиков

Шаровые краны. Как покрытия MODENGY могут сделать их работу надежнее?

Покрытия MODENGY выполняют сма­зочную и защитную функции одновременно. Они не только снижают трение в узлах трубопроводной арматуры, но и предупреждают износ деталей под воздействием коррозионно-активных и химически-агрессивных сред.

Одним из наиболее распространенных элементов запорной трубопроводной арматуры являются шаровые краны. Они прекрасно зарекомендовали себя при эксплуатации в различных рабочих средах: воздухе, воде, растворах кислот и щелочей, природном газе, нефтепродуктах и др.

Разработчики шаровых кранов, как и любых других востребованных изделий, стараются оптимизировать их конструкцию. Цель – снижение себестоимости и улучшение эксплуатационных характеристик устройств.

Наиболее важной задачей шаровых кранов является сохранение герметичности трубопровода:
  • При установленном рабочем давлении
  • Под воздействием тех или иных факторов окружающей среды
  • В течение определенного количества циклов открывания-закрывания
  • Заданное время

В целях повышения ресурса шаровых кранов для изготовления их элементов применяют специально подобранные конструкционные материалы, используют различные методы финишной обработки поверхностей. Пробки кранов производят из латуни или нержавеющей стали. Шар и седла подвергают полировке или хромированию. Однако из-за того, что указанные материалы и способы обработки достаточно дороги, их применение далеко не всегда экономически выгодно.


Элементы шарового крана


В последнее время при изготовлении шаровых кранов все чаще используют технологию твердой смазки. Она позволяет обеспечить деталям весь комплекс необходимых эксплуатационных свойств, не требуя при этом больших материальных и временных затрат.


В чем заключается технология твердой смазки?

Антифрикционные твердосмазочные покрытия, реализующие технологию твердой смазки, обладают высоким потенциалом в вопросах оптимизации конструкции шаровых кранов.


Такие материалы способны одновременно выполнять сма­зочные и защитные функции. Они не только снижают трение и износ контактирующих поверхностей, но и защищают детали от воздействия коррозионно-активных и химически-агрессивных сред.


В состав покрытий входят высокодисперсный порошок твердо­го смазочного материала, связующее вещество (в основном, смолы) и растворитель. Используя различные виды и пропорции компонентов, получают материалы с разными комбинациями свойств.

При необходимости усилить защитную функцию покрытия повы­шают содержание связующей смолы с низкими электропроводными свойствами. Для повышения смазочной способности увеличивают концентрацию твердых смазочных веществ.

Антифрикционные твердосмазочные покрытия наносятся стандартными методами окраши­вания – окунанием, распылением, трафаретной печатью и др. Растворитель, позволяющий добиться необходимой вязкости материала и контролировать процесс его нанесения, быстро испа­ряется. Связующие вещества поли­меризуются, что обеспечивает надежное сцепление твердосмазочных компонентов с поверхностью детали.

В качестве твердых смазок используют дисуль­фид молибдена, графит, политетрафторэтилен (ПТФЭ), другие вещества и их комбинации.

Связующая основа также может иметь различную хи­мическую природу. Чаще всего применяют смолы: эпоксидную, фенолформальдегидную, полиурета­новую, акриловую, полибутилтитанато­вую или полиамид-имидную. В зависимости от типа связующего покрытия могут отверждаться при комнатной температуре или при нагреве.

В отвержденном состоянии покрытие представляет собой полимерную пленку толщиной 15-25 мкм с частицами твердой смазки. Структуру этой пленки при увеличении 500х смотрите на рисунке 1.


Структура антифрикционного твердосмазочного покрытия при увеличении 500х

Рис. 1. Структура антифрикционного твердосмазочного покрытия при увеличении 500х


Нанесение покрытия на изделие проводится в несколько этапов:

  • Предварительная подготовка поверхности для повышения адгезии: обезжиривание, фосфатирование, механические методы обработки
  • Тщательное перемешивание покрытия в тарной емкости
  • Нанесение выбранным методом
  • Сушка при комнатной температуре до полного испарения растворителя (ориентировочно 10-15 мин)
  • Полимеризация (выдержка при заданной температуре в течение определенного времени)
  • Контроль качества покрытия: определение адгезии и полноты полимеризации, измерение толщины слоя

Российские твердосмазочные покрытия MODENGY: достойные конкуренты импортным аналогам

В России антифрикционные твердосмазочные покрытия производит компания "Моденжи". В линейку MODENGY входят более 16 материалов с различной комбинацией рабочих свойств.

Для применения на пробках шаровых кранов рекомендуется использовать покрытия MODENGY 1005 и MODENGY 1014. Они устойчивы к воздействию воды, топлив, спиртов, ароматических соединений, щелочей и кислот.


Покрытия MODENGY для пробок шаровых кранов


MODENGY 1005 на основе дисульфида молибдена характеризуется высокой износостойкостью (>400 тысяч циклов колебаний) и отличными антикоррозионными свойствами (>720 часов в соляном тумане). MODENGY 1014 с дисульфидом молибдена и ПТФЭ так же отлично защищает поверхности шара и седел от коррозии (>672 часов в соляном тумане). Благодаря политетрафторэтилену покрытие обладает отличными разделительными свойствами, улучшает скольжение контактирующих поверхностей, снижает и стабилизирует их трение.

На рисунке 2 смотрите, как выглядят детали шарового крана до и после нанесения покрытия MODENGY.


Шар и седла шарового крана до и после обработки покрытием MODENGY

Рис. 2. Шар и седла шарового крана до и после обработки покрытием MODENGY 1005


Обработка пробок шарового крана покрытиями MODENGY позволяет уменьшить усилие на открытие/закрытие механизма. В результате повышается его эффективность и ресурс. Детали с покрытием защищены от коррозии и вредного воздействия химически агрессивных сред.

Использование материалов MODENGY отменяет необходимость в дорогостоящей операции хромирования деталей. Вместо нержавеющих сталей и латуни можно применять более доступные конструкционные материалы. Все это позволяет существенно снизить себестоимость изделий.



Заключение

Применение антифрикционных твердосмазочных  покрытий MODENGY в шаровых кранах позволяет повысить эксплуатационные свойства изделий и снизить их себестоимость за счет:
  • Перехода на более доступные конструкционные материалы (например, на обычную сталь вместо нержавеющей)
  • Отказа от дорогостоящей технологии хромирования
  • Исключения трудоемких методов финишной механической обработки поверхностей (оптимальная шероховатость для нанесения покрытия – 0,3-0,8 мкм)
  • Незатратной технологии нанесения покрытий (используются методы окрашивания и подходящее для этого оборудование)
Яндекс.Метрика