Инженерные решения в области
смазочных материалов и клеев-герметиков

Ремонт газовых турбин: этапы восстановления деталей и периодичность инспекций установок

Узлы и механизмы газовых турбин подвергаются высоким нагрузкам и влиянию агрессивных условий работы, что приводит к повреждениям устройств. Периодические проверки функциональности и качественный ремонт позволяют избежать длительных простоев и значительных затрат на обновление оборудования.

Газовые турбины являются приводом генератора различных электрических станций и компрессоров. Вместе с камерой сгорания газов они образуют газотурбинную установку (ГТУ).

Попадание на детали турбин абразива, сильная вибрация при работе, коррозия металлических элементов, экстремальные температуры, перебои в охлаждении агрегата, помпаж значительно снижают ресурс оборудования и приводят к повреждению его элементов.

Для восстановления работоспособности ГТУ необходимо проводить качественный ремонт деталей и механизмов.

Стандартные этапы ремонта деталей турбины:

  • Демонтаж
  • Промывка деталей путем погружения в щелочной раствор
  • Дефекоскопия неразрушающими способами
  • Дополнительная очистка труб и отдельных элементов
  • Замена расходных материалов
  • Балансировка и регулировка
  • Сборка и проверка работы

Примеры ремонта конкретных деталей

Сопловые направляющие повреждаются из-за частых перепадов температур, циклов нагревания и остывания. На них появляются трещины, которые необходимо устранять в срочном порядке.

Глубокие повреждения восстановлению не подлежат и деталь меняется на запасную.

На начальном этапе образования дефектов их устраняют с помощью сварки и обработки термозащитным покрытием.

Лопатки турбин загрязняются из-за попадания в рабочую систему посторонних частиц. Это говорит о сбоях в работе комплексного воздухоочистительного устройства.

Загрязнения удаляются при проведении плановой инспекции с помощью неабразивного материала.

В процессе работы хвостовики лопаток прикипают. На них появляется фреттинг-коррозия – вид износа, являющийся следствием микроперемещений деталей относительно друг друга в коррозионно-активной среде. Это значительно осложняет демонтаж элементов, в результате чего они повреждаются и восстановлению не подлежат.

На роторах турбин могут появляться трещины и другие повреждения. Вращающиеся устройства часто подвергаются расцентровке.

При каждой инспекции проводится лазерная центровка вала. Это позволяет снизить нагрузку, вибрацию и износ при работе турбины.

Лазерная центровка предполагает выявление отклонений от центра с помощью эталонной лазерной линии и светодиодов.

Центровка части турбины

Рис. 1. Центровка турбины

После проведения восстановления или замены поврежденных частей на наиболее нагруженные узлы наносят специальные покрытия, снижающие износ и защищающие от воздействия агрессивных сред.

Примеры узлов и защитных покрытий, применяемых на них:

  • На хвостовики лопаток турбин наносят покрытие MODENGY 1001, благодаря чему облегчается монтаж и демонтаж, обеспечивается защита от фреттинг-коррозии
  • На прессовых посадках используется MODENGY 1005, облегчающее монтаж и препятствующее повреждениям при запрессовке
  • Ходовые винты обрабатываются материалом MODENGY 1001, снижающим коэффициент трения и предотвращающим задиры и прикипание деталей, а также снижающим усилие на привод затвора
  • Для подшипников скольжения применяют покрытия MODENGY 1001 и MODENGY 1002, которые обеспечивают стабильно низкий коэффициент трения деталей, улучшают скольжение и предотвращают прерывистое движение
  • На клапаны стравливания давления пара ТЭЦ наносят MODENGY 1001 и MODENGY 1007. Благодаря этому обеспечивается снижение трения и износа управляющих механизмов высокотемпературных устройств
  • Крепеж обрабатывают покрытием MODENGY 1014, предотвращающим коррозию и прикипание деталей и облегчающим процесс закручивания и откручивания элементов
  • На конденсатоотводчики запорных клапанов наносят MODENGY 1001
Лопатки газовых турбин до и после нанесения покрытия MODENGY на хвостовики

Рис. 2. Лопатки газовых турбин до и после нанесения покрытия MODENGY на хвостовики 

Плановые инспекции турбин

При нормальной эксплуатации турбины ее проверка должна проводиться раз в год или полтора. Это равно 8-12 тысячам эквивалентных часов эксплуатации.

На первом этапе инспектируют камеру сгорания без разборки с помощью бороскопа – специального инструмента для осмотра узких труднодоступных полостей, при необходимости проводят небольшие регулировки и рекалибровки.

Следующий этап различается для каждой модели газовой турбины. Его мероприятия могут повторять предыдущие манипуляции в увеличенном объеме, а могут включать в себя замену некоторых деталей камеры сгорания.

Последний этап является самым масштабным и важным. Его еще называют главная инспекция. Он включает полный демонтаж и обследование всех частей турбины. Проводится визуальный осмотр и проверка элементов неразрушающими методами. При необходимости детали заменяются или реставрируются.

Для увеличения периода безаварийного функционирования газовой турбины необходимо проводить плановые инспекции и при малейших нарушениях функциональности ремонтировать оборудование. В обслуживании важно придерживаться рекомендаций производителя. Если в инструкции указано через определенный срок отработки заменить лопатки турбины, необходимо произвести замену деталей даже без наличия на них критических повреждений.


Яндекс.Метрика