Инженерные решения в области
смазочных материалов и клеев-герметиков

Ремонт микротурбин с покрытиями MODENGY. Как защитить лепестковые подшипники от износа?

Антифрикционные твердосмазочные покрытия MODENGY сохраняют свои свойства при температурах до +500 °С. Это позволяет применять их при обслуживании термонагруженных подшипников самых современных микротурбин как отечественного, так и зарубежного производства.

Что такое микротурбины?

Микротурбины представляют собой ультракомпактные тепловые электростанции, снабженные электронной системой управления и вспомогательными агрегатами. Все элементы смонтированы в общем несущем каркасе.

От внешних воздействий микротурбины обычно защищены специальными контейнерами (кожухами) со звукоизоляционным и температурным компенсированием. Это позволяет устанавливать микротурбины даже Крайнем Севере.

Микротурбины работают на разных видах топлива – как газообразного, так и жидкого. Они преобразуют энергию его сгорания в электричество и тепло.


Несмотря на сравнительно небольшие размеры, микротурбины обладают высокой производительностью. Низкий уровень вибраций и малое количество вредных для экологии выбросов делают их отличной альтернативой другим силовым агрегатам.


В условиях плотной городской застройки и высокой стоимости земельных участков микротурбины устанавливают прямо на крышах зданий. Их используют в торговых комплексах и складских помещениях, на нефтяных платформах и стройплощадках. 


Микротурбины


Обслуживание и ремонт микротурбин

Обслуживание и ремонт микротурбин осуществляются по мере необходимости. В среднем, регламентные работы проводятся не чаще раза в год: меняются воздушные фильтры, свечи зажигания и прочие расходники.

Срок службы микротурбин до капитального ремонта зависит от условий эксплуатации оборудования. Кроме того, интервалы определяет производитель. Например, микротурбины Capstone работают на одном двигателе 5-6 лет. По истечении этого срока силовой агрегат подлежит замене.

Ресурс двигателя может быть продлен путем замены лепестковых газодинамических подшипников (ЛГП) – бесконтактных опор с газовой смазкой. Во многом благодаря этим деталям микротурбины получили столь широкое распространение. ЛГП не требуют применения смазочных материалов и охлаждающей жидкости, работоспособны в широком диапазоне температур, обладают высокими демпфирующими свойствами.

Основной парой трения в газодимических подшипниках является лепесток и вал.


Схема лепесткового газодинамического подшипника

Рис. 1. Лепестковый газодинамический подшипник и его схематичное изображение: 1 – лепесток, 2 – вал, 3 – корпус.

При пусках и остановах микротурбин, в переходных или аварийных режимах работы оборудования лепестки могут контактировать с валом. В результате на их поверхностях появляются задиры, из-за повышенного трения подшипники быстро изнашиваются.

Чтобы избежать этого, на лепестки ЛГП наносятся антифрикционные твердосмазочные покрытия.


Покрытия MODENGY для лепестковых газодинамических подшипников

При производстве российских микротурбин и ремонте зарубежных агрегатов (в частности, Capstone) используются антифрикционные твердосмазочные покрытия MODENGY.

Они отвечают всем требованиям современной газотурбинной техники:

  • Обладают высокой термостойкостью (до +500 °С)
  • Имеют хорошую адгезию к металлам
  • Практически не подвержены износу
  • Образуют защитный слой с очень низким коэффициентом трения и быстрой прирабатываемостью

Покрытия эффективно снижают трение и защищают детали от задиров. Обработанные поверхности имеют характерный серый цвет с металлическим отблеском (рис. 2).


Внешний вид покрытий MODENGY на деталях

Рис. 2. Внешний вид покрытий MODENGY на различных деталях

В линейке покрытий MODENGY для микротурбин имеются как традиционные составы на основе дисульфида молибдена, политетрафторэтилена и графита, так и материалы с другими компонентами.

Например, покрытие MODENGY 2560 содержит дисульфид вольфрама и специально синтезированный графит, а также неорганическое связующее вещество на основе комбинации солей металлов.

Данное покрытие отличается особой термостойкостью (до +500 °С) и повышенной адгезией, не разрушается под действием кислот, эффективно при низких и высоких скоростях скольжения (от 0 до 20 м/с).

Состав отверждается в два этапа: 40 минут при +100 °С, а затем 160 минут при +150 °С.

Другие материалы MODENGY, которые используется в лепестковых газодинамических подшипниках турбин, имеют немного меньшие диапазоны рабочих температур. При этом все они обладают свойствами ресурсной смазки и позволяют создавать необслуживаемые узлы трения.


Покрытия MODENGY для ЛГП


Покрытие MODENGY 1007 на основе графита и полиамид-имидного связующего выдерживает от -50 до +350 °С. Оно отличается высокой адгезией, нетоксичностью, длительным сроком службы.

На поверхностях лепестков это покрытие образует особо прочную пленку серо-черного цвета, которая защищает детали в условиях повышенной влажности и запыленности.

Состав полимеризуется при нагреве до +200 °С всего за 20 минут.

MODENGY 1014 с политетрафторэтиленом (ПТФЭ) и дисульфидом молибдена обладает низким коэффициентом трения. После полимеризации покрытие приобретает очень гладкую текстуру, что немаловажно для газодинамического режима в подшипнике.



Материал отличается химической стойкостью, отличными антикоррозионными свойствами (> 672 часов по результатам ускоренного теста в соляном тумане). Диапазон рабочих температур покрытия MODENGY 1014 – -75 … +255 °С, время полимеризации при +200 °С – 40 минут.

Яндекс.Метрика