Задвижка – это элемент запорной арматуры, у которого запирающий или регулирующий элемент перемещается перпендикулярно к оси потока рабочей среды.
Основные преимущества задвижек заключаются в простоте их конструкции, небольшом гидравлическом сопротивлении рабочей среде при полностью открытом проходе, возможности применения для потоков большой вязкости, при высоких температурах и давлении среды. Эти свойства делают их особенно ценными для применения в магистральных трубопроводах, которые должны обеспечивать постоянное высокоскоростное движение среды без значительных потерь на сопротивление.
К элементам типовой задвижки относятся маховик (1), ходовой винт (2), прижимная втулка (3), корпус (5), элементы которого соединены с помощью резьбовых элементов (4) через прокладку (6). При вращении маховика (1) ходовой винт (2) через шток сообщает возвратно-поступательное движение запорному элементу (7), который открывает или перекрывает канал рабочей среде. Закрытие задвижки происходит при полном непосредственном контакте с корпусом. Уплотнение (8) повышает герметичность задвижки. Распространенными видами конструкционных материалов для изготовления уплотнений является резина или пластмассы.
Для надежной работы задвижек в течение длительного времени приходится решать ряд задач, связанных условиями эксплуатации и обслуживания трубопроводной арматуры:
- Коррозия деталей
- Большие усилия на привод запорного элемента
- Потеря герметичности из-за старения и износа уплотнительных элементов, поверхности седла
- Трудности при демонтаже деталей
Предотвратить возникновение проблем позволяют различные смазочные материалы, свойства и характеристики которых должны соответствовать рабочим средам и условиям их эксплуатации. Некоторые элементы запорной арматуры могут изготавливаться из пластмассы или эластомеров, поэтому при подборе смазок для задвижек необходимо учитывать их совместимость с этими материалами.
Применение смазок, не отвечающих режимам эксплуатации или несовместимых с материалами задвижек, не только не приносит положительных результатов, но и зачастую приводит к преждевременному износу, коррозии или разрушению деталей.
Дисперсии, пасты, смазки, покрытия торговых марок EFELE и MODENGY разработаны специально для применения в узлах запорной арматуры, в том числе в задвижках, работающих под воздействием влаги и химически агрессивных сред в экстремальных условиях низких и высоких температур.
В последнее время наблюдается повышенный интерес к применению в узлах трубопроводной арматуры антифрикционных покрытий.
Популярным образцом материалов этого типа является антифрикционное твердосмазочное покрытие MODENGY 1001 от российской компании "Моденжи".
В качестве твердых смазочных компонентов в нем иcпользуется дисульфид молибдена и графит, в качестве связующего вещества – неорганические соединения.
Покрытие используется для ходовых винтов. Оно образует на поверхности сухую смазочную пленку, которая максимально снижает трение и износ, предотвращает налипание пыли, заедания и быстрый износ.
При обработке покрытием ходовой винт легко страгивается даже после длительного простоя и движется плавно, без рывков.
В нижеприведенной таблице даны рекомендации по применению в других узлах трения задвижек материалов EFELE.
Узел трения или технологическая операция | Смазочный материал и его функция |
Резьбовые соединения (болты, шпильки) |
Термостойкая медная паста EFELE MP-413 образует эффективную разделительную и защитную пленку, обладающую высокими несущими и противозадирными свойствами |
Уплотнительные элементы из эластомеров | Пластичная смазка EFELE SG-393 имеет пищевой допуск Н1, может применяться в газо- и водоснабжении |
Демонтаж заржавевших деталей |
Дисперсия EFELE UNI-M Spray облегчает демонтаж заржавевших и прикипевших резьбовых соединений |
Защита от коррозии |
Универсальная паста EFELE MP-491 с пищевым допуском надежно защищает от фреттинг-коррозии |
Обеспечивая эффективную долговременную защиту узлов и элементов задвижек, материалы MODENGY и EFELE способствуют увеличению ресурса запорной арматуры и снижению затрат на обслуживание трубопроводов.