Шлицевые соединения применяются повсеместно: в механизмах автомобилей, конвейеров, спецтехники, станков и во многих других видах оборудования.
Одним из главных требований к их нормальной и долговременной работе является качественное смазывание.
Шлицевые соединения работают в условиях высоких нагрузок, в зависимости от конструкции медленно передвигаются или остаются неподвижными. Наиболее высоким контактным давлениям подвергаются боковые поверхности зубьев при передаче высокого крутящего момента.
В процессе эксплуатации они подвержены преждевременному изнашиванию, фреттинг-коррозии, схватываниям и задирам.
Предотвратить деструкцию элементов шлицевых соединений помогает смазочный материал. Разделительная пленка предотвращает прямой контакт металлических деталей, защищает их от воздействия внешних факторов, благодаря чему достигается повышение надежности и срока службы оборудования.
Смазка для шлицевых соединений: основные требования
Для смазывания шлицевых соединений применения универсальных смазок недостаточно. Материалы должны обладать высокими эксплуатационными свойствами, чтобы пленка могла долго не разрушаться в узлах.
Смазка должна характеризоваться высокими пределом прочности, термостойкостью, механической, коллоидной стабильностью, водостойкостью.
Особенно важно подбирать качественные смазки для высоконагруженных соединений.
Под воздействием больших нагрузок и при повышении температуры в узле многие смазки разжижаются и вытекают. Следствием становится «горячее» заедание и повышенный износ деталей.
Для подобных узлов эффективно применение твердых смазок – антифрикционных покрытий. Эти материалы разработаны для применения в механизмах, функционирующих в тяжелых условиях эксплуатации – при высоких нагрузках, температурах, воздействии неблагоприятных внешних факторов.
На шлицевые соединения на этапе их производства или обслуживания наносят антифрикционное твердосмазочное покрытие MODENGY 1002.
Материал изготавливается на основе дисульфида молибдена – твердого смазочного материала порошкообразной формы, который обладает высокими эксплуатационными свойствами.
Преимуществом твердой смазки в шлицевых соединениях является отсутствие необходимости обслуживания деталей. Покрытия имеют длительный срок службы благодаря своей высокой износостойкости, отсутствию испарения и окисления.
Покрытие обеспечивает низкий коэффициент трения, защиту от коррозии, задиров, заедания, повышает плавность скольжения, предотвращает появление шума при работе механизма.
Покрытия способны полностью заменить пластичные смазки либо применяться совместно с ними. Оптимальное решение подбирается исходя из особенностей функционирования шлицевых соединений. Например, на детали карданных валов наносятся и покрытия, и пластичные смазки.
При вытекании, вымывании, выдавливании, испарении смазки из узла твердосмазочный слой продолжает защищать детали от истирания на протяжении длительного времени, позволяя увеличить интервал между нанесениями смазки.
Правила нанесения смазок и покрытий на шлицевые соединения
Покрытия для шлицевых соединений наносятся на очищенные и обезжиренные поверхности методом распыления в 2-3 слоя. После этого необходимо выдержать их в печи либо при комнатной температуре (в зависимости от типа покрытия) для отверждения смазочного слоя. После этого детали готовы к эксплуатации.
Пластичную смазку необходимо наносить в строго установленном объеме. При ее недостатке не будет обеспечено снижение трения, а избыточное количество может попасть в те механизмы, которые не должны быть смазаны.
Смазка наносится на валы со шлицами в разобранном состоянии. Перед этим необходимо удалить все загрязнения, а также обезжирить детали для лучшей адгезии.