Инженерные решения в области
смазочных материалов и клеев-герметиков

Стрела автокрана: назначение и основные разновидности. Овоидная стрела

Стрела является главным грузоподъемным механизмом автомобильного крана. От особенностей ее конструкции зависят  эксплуатационные свойства спецтехники.

Одной из широко востребованных разновидностей спецтехники является автокран.

Он представляет собой грузовой автомобиль с установленным на нем подъемным устройством – стрелой.

Автокраны используются при проведении строительно-монтажных, дорожных работ и других операций, требующих подъема грузов на большую высоту или их опускания.


Стрела автокрана

Стрела автокрана является главным механизмом техники, с помощью которого осуществляются основные работы с грузом.

От вида и конструкции стрелы зависят многие эксплуатационные характеристики автокрана: высота подъема и глубина опускания груза, максимальная грузоподъемность, скорость работы, необходимое время и усилия на монтаж и демонтаж устройств и другие.


По типу конструкции стрелы делятся на башенные, решетчатые, телескопические.


Наиболее современными считаются телескопические стрелы, состоящие из нескольких выдвижных сегментов, вложенных друг в друга. Производство автокранов с решетчатыми стрелами практически остановлено из-за малой целесообразности. Башенные конструкции являются наиболее предпочтительными при строительстве высоких зданий и сооружений, так как их отличает самая большая высота подъема.


Автокран с башенной стрелой


Телескопические стрелы намного проще в эксплуатации и обладают более длительным ресурсом, чем аналоги.

Телескопическая конструкция обеспечивает быстрое изменение длины стрелы, простоту транспортировки с одной площадки на другую.

Под воздействием гидравлических приводов сегменты перемещаются друг относительно друга, уменьшая или увеличивая длину стрелы. Чем больше сегментов приведено в работу, тем выше грузоподъемность устройств и максимальная высота подъема объектов.


Одной из основных характеристик телескопической стрелы является ее профиль.


Профилем называется форма выдвижных сегментов. Первые телескопические стрелы производились с прямоугольным профилем.

По мере развития технологий появилась возможность производить стрелы с повышенными эксплуатационными свойствами – грузоподъемностью и устойчивостью к высоким нагрузкам.

Этого удалось добиться за счет изменения профиля стрелы. Прямоугольный короб модернизировали – верхние углы стали закругленными, а нижняя часть стала выполняться в форме полуэллипса. Вид телескопической стрелы с таким профилем называется овоидным.

Овоидная стрела

Овоидная стрела характеризуется повышенной прочностью, по сравнению с другими видами телескопических стрел, – примерно на 25-30 процентов. Прочность конструкции увеличивается без повышения ее веса.

Поэтому автомобильные краны с овоидными стрелами могут поднимать грузы экстремально большого веса. Также появилась возможность увеличить максимальную длину стрелы.

Овоидные стрелы отличаются повышенной жесткостью. Благодаря этому уменьшаются боковые нагрузки на опорные установки и повышаются эксплуатационные характеристики – уменьшается прогиб стрелы при повороте, поднятии и перемещении тяжелых объектов, увеличивается точность позиционирования груза.


Сегменты овоидной стрелы


Стабильность овоидной стреле придают плиты скольжения. Они фиксируются на внутренней поверхности каждого из выдвижных сегментов для уменьшения зазора между секторами и облегчения процесса телескопирования (выдвижения).

Одним из недостатков овоидной стрелы является сложность и высокая ресурсозатратность процесса изготовления.


Выдвижение стрелы автокрана

Телескопирование стрелы автокрана происходит с помощью гидроцилиндров и канатных систем. Как правило, первая секция выдвигается с помощью гидравлических механизмов, остальные – за счет полиспастов.

После выдвижения сектора фиксируются для предотвращения непроизвольного перемещения. Боковое смещение элементов исключается благодаря использованию упорам и накладкам.


Снижение износа металлических секторов при выдвижении стрелы достигается благодаря плитам скольжения. Однако дополнительно для узлов стрелы автокрана организуется система смазки.


В канавки плит скольжения закладывается пластичная смазка, которая выполняет важные функции – снижение трения и износа, предотвращение коррозии и облегчение процесса телескопирования.

Однако в связи с особенностями эксплуатации стрел, а именно высокими нагрузками, действующими на излом стрелы, которые распределяются на плиты скольжения, пластичная смазка выдавливается из зоны трения.

Это приводит к телескопированию «на сухую». Следствием становится неполное выдвижение сегментов, скрип при перемещении элементов, нарушение геометрии стрелы, повреждение деталей, простой востребованной техники.

Для обеспечения длительной и безаварийной эксплуатации автокранов все чаще в комплексе с пластичной смазкой применяют антифрикционные твердосмазочные покрытия, который сохраняют работоспособность в экстремальных условиях эксплуатации, в том числе при больших нагрузках.

Телескопические стрелы автокранов

На внешнюю поверхность сегментов автокранов наносят материал MODENGY PTFE - A20. Он формирует на деталях прочный смазочный слой сухой текстуры, который облегчает процесс телескопирования, снижает трение и износ деталей.



Покрытие удобно применяется на крупногабаритных элементах – оно наносится распылением из аэрозольного баллона и отверждается без нагрева в печи. Оно защищает детали на протяжении всего срока их службы без необходимости обновления.


Количество выдвигаемых секторов напрямую зависит от необходимой грузоподъемности стрелы.


Для перемещения объектов массой до 10 тонн в работу приводятся две секции автокрана.

Три сегмента применяются при работе с грузами до 60 тонн.

Подъем грузов более 60 тонн осуществляется с помощью четырех и более секций. В настоящее время самые современные овоидные стрелы комплектуются пятью выдвижными сегментами.

Яндекс.Метрика