Смазка шлицов: как подобрать и как часто менять?
Шлицевые соединения относятся к классу подвижных. Причем перемещения деталей осуществляются с малой скоростью, а нагрузки на них характеризуются как высокие.
Чтобы детали эксплуатировались штатно и отработали весь свой ресурс, необходимо обеспечивать качественное обслуживание. Основной его этап – смазывание. От выбора вида смазочного материала и периодичности его нанесения во многом зависит эффективность функционирования.
На этапе изготовления шлицевых соединений производители, как правило, закладывают в узел пластичную смазку. Уже на первом техническом обслуживании обнаруживают, что узел работает в режиме сухого трения из-за недостатка смазочного материала. Он испаряется, вымывается, вытекает при высоких температурах или выдавливается при больших нагрузках.
Учитывая высокую нагруженность шлицевых соединений, подбирают смазку с содержанием твердых смазочных веществ, например дисульфида молибдена. Данный компонент содержится в концентрации примерно 1-2 % от общей массы и добавляется в смазку для улучшения противозадирных и противоизносных свойств.
Смазка шлицов требует постоянного обновления. Если не соблюдать периоды замены материала, то сопряженные детали начнут преждевременно изнашиваться.
Появление люфта соединения при отсутствии смазки практически гарантированно. А это приводит к более серьезным проблемам и поломкам.
Шлицевые соединения обычно располагаются в труднодоступных местах, поэтому их обслуживание проблематично.
Чтобы обеспечить ресурсную смазку шлицевых соединений (без необходимости обновления), применяются покрытия для шлицевых соединений. Они работают как совместно с пластичными смазками, выполняя аварийное смазывание, так и самостоятельно.
Покрытия для шлицевых соединений
Покрытия для шлицевых соединений существенно отличаются от смазки. Одно из самых существенных различий – работоспособность в самых экстремальных условиях эксплуатации.
Смазочные покрытия разрабатывались для использования в тех узлах и механизмах, в которых обычные смазки вовсе не могут быть применимы. Например, в космосе.
Сегодня технология твердой смазки более распространена. Покрытия можно встретить в механизмах оборудования всех отраслей промышленности, в том числе и в шлицевых соединениях.
Антифрикционные покрытия представляют собой жидкости, которые после распыления на поверхность детали и цикла отверждения становятся сухими пленками. Эти пленки характеризуются высокой несущей способностью, отличными смазочными свойствами, обеспечивают низкий коэффициент трения и защиту от коррозии.
На шлицевых соединениях, как правило, примеряются материалы, способные отверждаться при комнатной температуре. Это позволяет применять их в необорудованных помещениях, например на станциях технического обслуживания для смазывания шлицевого соединения карданного вала.
MODENGY 1002 – покрытие на основе дисульфида молибдена. Этот твердый смазочный элемент характеризуется одними из самых высоких эксплуатационных свойств среди всех известных твердых смазочных материалов слоистой кристаллической структуры.
Оно имеет фасовку в аэрозольном баллоне и отверждается без нагрева. Поэтому его очень удобно применять самостоятельно.
Покрытие используется для снижения трения и износа в условиях дефицита смазки, защиты от коррозии при воздействии влаги или других неблагоприятных факторов окружающей среды,
Покрытия для шлицевых соединений работают как с пластичными смазками, так и без них. В первом случае они обеспечивают так называемое «аварийное смазывание», когда пластичный материал перестает выполнять свои функции.
Покрытие удаляется только механическими методами. Оно не смывается, не испаряется, не окисляется и не выдавливается из узла даже при экстремально высоких нагрузках, обеспечивая ресурсную смазку.
Благодаря этому исключается появление люфта в шлицевых соединениях даже при увеличении периодов между заменами пластичного смазочного материала, при повышении нагрузок и температур в зоне трения, значительно повышаются межремонтные интервалы.
Требования к нанесению смазки
Если в шлицевом соединении используется пластичная смазка, ее необходимо не только правильно подобрать, но и нанести.
Количество материала должно строго соответствовать рекомендациям. Рассмотрим на примере шлицевого соединения ведомого диска сцепления автомобиля.
При каждом обслуживании сцепления на шлицевое соединение необходимо наносить смазку. В случае ее недостатка между деталями сформируется люфт, который приведет к повреждению первичного вала коробки передач.
Не намного лучше обстоят дела при переизбытке нанесенного состава. Пластичная смазка, нанесенная с излишком, плохо удерживается в узле. Она очень быстро разлетится из шлицевого соединения и попадет на фрикционные накладки диска, что приведет к пробуксовке сцепления.
К нанесению покрытий для шлицевого соединения тоже есть ряд требований. Поверхности валов со шлицами должны быть сухими и чистыми, все загрязнения, масляные пленки и т.д. очищены с помощью соответствующей химии.
Также для создания качественного покрытия важно точно соблюдать режим отверждения и количество слоев.
Подбор и качественное нанесение смазочных материалов для шлицевых соединений – один из первых и главных этапов в обеспечении штатной работы деталей.