Тормозная система – одна из важнейших в транспортном средстве. Именно она отвечает за процесс замедления движения и остановку. Поверхности некоторых элементов системы (тормозной диск, тормозные накладки) работают в условиях трения и подвержены быстрому износу.
К наиболее распространенным видам тормозных накладок следует отнести безасбестовые. О них и пойдет речь ниже.
Помимо того, что безасбестовые тормозные накладки должны обеспечивать безопасность и комфортное управление автомобилем, к ним предъявляются и другие требования: увеличение периода между техническим обслуживанием тормозных механизмов за счет снижения износа поверхностей трения их фрикционных элементов.
С целью увеличения ресурса эксплуатации в состав конструкционных материалов для накладок вводят различные связующие жаропрочные вещества, волокнистые материалы, добавки, уменьшающие трение, а также специальные наполнители.
Для выявления возможности и способа повышения срока эксплуатации безасбестовых тормозных накладок был проведен ряд исследований. При этом эффективность применения того или иного тестируемого способа оценивалась по следующим критериям:
- Износостойкость. Срок эксплуатации накладок должен составлять не менее 32 000 км пробега. Оптимально, если их замена будет произведена в промежутке от 48 000 км до 99 000 км.
- Температурная износостойкость. К сокращению срока службы тормозных накладок приводит движение по городу или горной местности, поскольку в этих случаях контактирующие детали работают при высоких температурах.
- Длительный ресурс работы тормозных дисков. Помимо тормозных накладок, в процессе торможения задействованы тормозные диски – со временем они также изнашиваются. Срок службы диска должен составлять около 99 000 км пробега.
- Предотвращение возникновения «крапа». Объясняется это явление локальными изменениями структуры металла, из которого изготовлен диск. Причина – перегрев диска в процессе эксплуатации. «Крап» приводит к непостоянному коэффициенту трения.
- Предотвращение коррозии. Некоторые безасбестовые накладки содержат тонкую спрессованную стальную стружку, зачастую, в большом объеме. Главный враг этой стружки – влага. При контакте с водой слой стружки начинает ржаветь. Запущенная коррозия постепенно разъедает накладку, со временем полностью ее разрушая.
В ходе испытаний сравнивались тормозные накладки стандартной рецептуры с накладками, в состав материалов которых вводились различные твердые смазки.
Исследования показали, что улучшить работоспособность тормозных накладок можно благодаря добавлению в качестве присадок высокотехнологичных мелкодисперсных порошков Molykote серии Lubolid, которые оказались эффективными при температурах до +650 °C.
Разработанные с учетом результатов данных исследований, конструкционные материалы с присадками Molykote Lubolid существенно улучшают трибологические свойства тормозных накладок, накладок устройств сцепления и других фрикционных механизмов. Такие накладки отвечают высоким требованиям безопасности, удобства в использовании и отличаются увеличенным ресурсом эксплуатации.