Электросамокаты – один из типов средств индивидуальной мобильности, наряду с гироскутерами, моноколесами, электроскейтбордами и другими устройствами для передвижения человека, приводимыми в движение электроприводами или мускульной энергией самого пользователя.
Они получают очень широкое распространение за счет мобильности, компактности, экономичности и удобства пользования. Многие электросамокаты имеют техническую возможность двигаться со скоростью до 85 км/ч и проезжать сотни километров без дополнительной зарядки.
В современных электросамокатах конструкция продумывается детально для повышения удобства и комфортности их использования.
Многие устройства выпускаются с механизмами складывания рулевой колонны, что значительно облегчает транспортировку в руках или на транспорте.
Несмотря на высокую мощность и надежность конструкции, средства индивидуальной мобильности имеют малый вес – большинство деталей изготавливается из высококлассного алюминия.
Техническое обслуживание электросамокатов
Длительность и надежность работы электросамокатов зависит как от конструкционных особенностей каждого устройства, так и от режимов эксплуатации.
Идеальными условиями для поездки на самокате является ровное сухое полотно асфальта. Однако это не всегда совпадает с реальностью.
Пыль, песок, высокая влажность, езда по бездорожью способны снизить срок службы устройств. Поэтому производители рекомендуют не выезжать на электросамокате в дождь, а также разрабатывают системы защиты механизмов от влаги. Сегодня большинство средств индивидуальной мобильности обладают защитой от струй воды – 5 степенью защиты от воды по международному стандарту IEC 60529. Наиболее ответственные и уязвимые системы помещаются в герметичные корпуса, предотвращающие попадание пыли, грязи и воды.
Однако из подшипников, амортизаторов и других важных узлов подвески электросамокатов вода все же может вымыть смазку. Поэтому важно проверять данные детали, особенно при появлении постороннего шума и скачков при передвижении на электросамокате, после чего смазывать или менять их на новые.
Пыль и грязь – угроза узлам электросамокатов. Попадая между трущимися деталями, твердые частицы песка и пыли приводят к изнашиванию компонентов, необходимости ремонта.
Также причиной проблем с работой электросамоката становится повышенная вибрация, которая появляется при езде по брусчатке или по неровной дороге.
Из-за вибрации подвергаются раскручиванию резьбовые соединения, которые подтягиваются на этапе технического обслуживания электросамоката.
Под высокими нагрузками появляется люфт складного механизма руля – проседают пружины. Эта неисправность устраняется затяжкой болтов.
Некоторые мероприятия технического обслуживания самоката пользователь может провести самостоятельно, например смазать открытые узлы при появлении скрипа или неплавного движения.
Осмотр, обслуживание и замену компонентов двигателя, тормозной системы и других ответственных механизмов лучше доверить профессионалам.
Механизм складывания электросамоката: выбор и нанесение смазочных материалов
Рулевая колонка самоката неоднократно складывается и раскладывается при каждом использовании устройства.
За это отвечает механизм складывания электросамоката.
Чтобы устранить или предотвратить скрип, повысить плавность работы, механизм необходимо смазывать.
Однако для смазывания электросамоката подходят не все виды смазочных материалов. Например, популярные пластичные смазки и масла увеличивают количество пыли, попадающее в открытые узлы, а также сами загрязняются, теряя свойства, и усиливают износ деталей.
Для механизмов систем индивидуальной мобильности наиболее эффективно использование сухих смазочных материалов, которые представляют собой смазочные порошки, формирующие в процессе трения сухую тонкую смазочную пленку на сопряженных поверхностях.
Для механизмов складывания электросамокатов, а также других узлов с парами трения «металл-металл» используют смазочный порошок дисульфида молибдена, который смешивается с растворителем и фасуется в аэрозольные баллоны для удобства нанесения –
Данный материал обладает отличной проникающей способностью и наносится в узлы без их разборки. В процессе работы механизмов порошок дисульфида молибдена распределяется по всем деталям, заполняя впадины микронеровностей, сглаживая поверхность и минимизируя трение сопряженных элементов.
Смазка не подвержена старению, не вымывается и не испаряется и, самое главное, не притягивает пыль.
Для обеспечения надежной и длительной работы электросамокатов необходимо придерживаться несложных правил их эксплуатации – не ездить по неровностям, грязным лужам, не разряжать аккумулятор на 100 % (ставить на зарядку при остатке 10-20 % заряда), чтобы продлить срок службы литий-ионного аккумулятора, не перегружать устройство, плавно ускоряться и останавливаться, а также смазывать открытые узлы, отдавать электросамокаты в сервис при первых признаках неполадок.