Engineering solutions in the field of
lubricants and sealants

Maintenance and repairs of locomotives: varieties, stages, lubricating materials selection

The locomotives are being operated constantly must always be in a proper state. In order to sustain operability of each certain machine, plans of technical maintenance and repairs based on service term and running duration of a certain machinery are developed.

Понятие и разновидности локомотивов

Локомотивом называют самоходное рельсовое транспортное средство, которое обеспечивает перемещение несамоходных вагонов поездов различного назначения по железнодорожным путям.

Движение поезда может обеспечиваться как одним, так и несколькими действующими локомотивами.

Первые локомотивы передвигались за счет энергии пара. Они называются паровозами. Принцип действия данного вида устройств основан на подаче пара под давлением, который образуется за счет кипения жидкости, в паровую машину для обеспечения перемещения поршня. Через определенные механизмы это движение передается на колеса, благодаря чему машина начинает ехать по рельсам.

Вследствие ряда недостатков, таких как громоздкость, высокая пожароопасность из-за наличия открытого огня, низкий КПД, паровозы были быстро вытеснены из эксплуатации тепловозами.

Тепловозы, как правило, работают за счет дизельных двигателей внутреннего сгорания. Они намного эффективнее паровозов, их применение несет экономическую выгоду.


Тепловоз

Источник изображения: Alina Filatova / www.shutterstock.com/ru


Сегодня это самый распространенный тип локомотивов. Они используются гораздо чаще электровозов, которые эффективны только при большом потоке перевозок и требуют электрификации путей.


Техническое обслуживание локомотивов: цели и этапы. Смазывание деталей

На срок работы локомотивов влияет множество внешних и внутренних факторов. Во многом ресурс техники зависит от прочности конструкции, условий эксплуатации, оказываемых нагрузок.

Чтобы тепловозы и электровозы работали надежно, а риск отказов оборудования был минимальным, обязательно проводится многоэтапное техническое обслуживание машин.


Находящиеся в постоянной эксплуатации локомотивы должны всегда быть в исправном состоянии. Для поддержания работоспособности каждой машины разрабатываются планы по техническому обслуживанию и ремонту, основанные на сроке службы конкретной техники и величине пробега.


Если не проводить регулярные проверки, замену изношенных комплектующих, технических жидкостей, не находить и не устранять поломки на ранних этапах их появления, то любая техника будет работать ненадежно и быстро выйдет из строя, особенно высоконагруженные локомотивы, эксплуатируемые в сложных условиях.

Основные виды технического обслуживания локомотивов:

  • ТО-1: осмотр, очистка узлов локомотива, проверка креплений. Проводится при каждой экипировке локомотива
  • ТО-2: осмотр тормозной системы, проверка работы ходовой части, тяговых двигателей. Осуществляется в специализированных пунктах техобслуживания
  • ТО-3: обслуживание колесных пар, смазывание трущихся поверхностей, испытание оборудования в локомотивном депо
  • ТО-4: обточка бандажей колесных пар без их выкатки
  • ТО-5: подготовка локомотива в запас на продолжительный период времени либо возвращение оборудования из запаса

Важным этапом обслуживания локомотивов является смазывание его узлов. Одни типы смазочных материалов наносятся однократно на весь срок службы деталей, другие требуют постоянного возобновления.

На этапе производства компонентов локомотивов используются антифрикционные покрытия, которые создают на деталях тонкую смазочную пленку, позволяющую им работать при высоких нагрузках, скоростях перемещения, в запыленной среде и других неблагоприятных условиях эксплуатации.

Например, покрытия используются на деталях дизелей тепловозов.

На поршни ДВС наносятся антифрикционные твердосмазочные покрытия MODENGY 1006 и MODENGY 1007.


Поршни дизелей тепловозов, компрессоров с покрытиями MODENGY


Они защищают юбки поршней от задиров при перегреве, перегрузках, недостатке масла и в моменты пуска.

На радиальные и упорные подшипники двигателей тепловозов наносят MODENGY 1066 для снижения трения и износа тяжелонагруженных элементов.


Подшипники турбокомпрессоров тепловозов с покрытием MODENGY


На ходовые винты, работающие в запыленной среде, наносится антифрикционное твердосмазочное покрытие на основе дисульфида молибдена и политетрафторэтилена MODENGY 1014. Оно формирует сухой смазочный слой, повышающий плавность хода, снижающий износ полимерной гайки, сопряженной с винтом. 



Покрытие не притягивает пыль и обладает высокой износостойкостью, поэтому ходовые винты практически не нуждаются в обслуживании на протяжении длительного срока их эксплуатации.

Также покрытия используются для снижения трения и износа подшипников скольжения, механизмов дверей, тросов аварийных систем, деталей стрелочных переводов и другого железнодорожного оборудования.

Для смазывания узлов локомотивов используются и пластичные материалы.


Подбирать их нужно исходя из особенностей эксплуатации узла. Например, для буксовых подшипников необходимо использовать материалы, устойчивые к нагрузкам, осадкам. Смазка должна быть не жидкой, чтобы не возникало утечек, в то же время не слишком вязкой для возможности ее подачи фитилем.


Правильный подбор и своевременное нанесение смазочных материалов являются одними из важнейших этапов технического обслуживания локомотивов, так как именно трение подвижных узлов становится частой причиной повреждения и выхода механизмов из строя.


Ремонт локомотивов: виды и основные операции

Восстановить работоспособность вышедших из строя локомотивов призваны ремонтные работы.

Ремонт локомотивов также подразделяется на несколько видов: текущий (три стадии), средний и капитальный (два этапа) в зависимости от объема и периодичности проводимых работ.


Ремонт тепловоза

Источник изображения: SpaceOak / www.shutterstock.com/ru

Так, в рамках текущего ремонта проверяются зазоры, ремонтируются тележки, проводится ревизия подшипников и так далее. Работы проводятся в локомотивных депо.

Капитальный ремонт осуществляется на локомотиворемонтных предприятиях и включает разборку машины с полным восстановлением работоспособности всех систем.

Яндекс.Метрика