Гильзовка – это процесс установки в цилиндры двигателя новых «стенок» – гильз.
Она осуществляется в рамках капитального ремонта мотора и позволяет существенно продлить его ресурс – минимум на сотню тысяч километров.
Необходимость в установке гильз – металлических втулок – заключается в постепенном изнашивании внутренней поверхности цилиндров по мере работы мотора.
Цилиндры, как правило, не загильзовывают при наличии небольших повреждений. Изначально дефекты устраняют путем расточки – удаления слоя металла с поверхности. Далее устанавливают поршни и кольца другого размера для работы с увеличенным рабочим объемом цилиндра.
К гильзованию прибегают в том случае, если установка ремонтных поршней вовсе не предусмотрена, а также после многократных расточек цилиндра.
Гильзовка: описание процесса
Гильзовка является одним из наиболее эффективных способов восстановления работоспособности блока цилиндров. Она может быть осуществлена на двигателе любого вида из любого материала.
Некоторые моторы на заводе оснащаются вставками – они наиболее просто поддаются ремонту. Для замены детали необходимо извлечь из гнезда, для чего не нужно использовать специальные инструменты, и так же легко поставить обратно.
Простота монтажа и демонтажа обусловлена применением «мокрых» гильз – оснащенных уплотнительным элементом, контактирующим с системой охлаждения двигателя.
Намного сложнее обстоят дела с моторами, не загильзованными с завода.
В них устанавливаются «сухие» гильзы, представляющие собой втулки без каких-либо уплотнительных элементов, так как нет необходимости предотвращать контакт цилиндров с системой охлаждения.
Монтаж таких гильз невозможно осуществить без применения дополнительного оборудования.
Есть два основных способа гильзовки: запрессовка и температурное деформирование.
Гильзовка блока цилиндров методом запрессовки
Перед установкой гильз стенки цилиндра подвергаются расточке для восстановления геометрии. После этого подбирается втулка, подходящая по размеру, и осуществляется гильзовка блока цилиндров.
Чтобы гильза в блоке сидела плотно и надежно, она устанавливается с небольшим натягом – около 0,04 мм. При гильзовании чугунного блока цилиндров натяг больше, чем при работе с алюминиевым.
Установка деталей без натяга возможна, гильзы все равно будет плотно «сидеть» в гнезде. Однако в таком случае время следующего ремонта придет гораздо быстрее.
В процессе работы гильза, установленная без натяга, вследствие постоянных циклов нагрева-остывания, начнет иметь свободный ход в цилиндре.
Наиболее производительным методом сборки посадок с натягом является запрессовка. Под усилием гидравлического пресса деталь плавно входит в гнездо.
При запрессовке необходимо использовать смазочный материал. Он обеспечивает защиту от задиров и повреждений поверхности при запрессовке, повышает плавность монтажа деталей и предотвращает скачки усилий.
Применять пластичные смазки при запрессовке не рекомендуется. Поэтому используют сухие порошкообразные смазочные материалы, например
Материал наносится из аэрозольного баллона, создавая на поверхности детали слой из порошка дисульфида молибдена.
В процессе трения формируется устойчивая разделительная пленка, которая снижает коэффициент трения при запрессовке, повышает плавность движения деталей, предотвращает образование дефектов.
Запрессовка является самым простым и быстрым способом гильзовки блока цилиндров.
Если и альтернативный метод – «горячее» гильзование.
«Горячая» гильзовка блока цилиндров
Гильзование методом теплового деформирования также является эффективным методом установки гильз в блок цилиндров. Однако она отличается высокой трудоемкостью и большими временными затратами. Данный метод наименее целесообразен при необходимости замены одной гильзы в блоке двигателя.
Чтобы обеспечить натяг, гильзу охлаждают в сжиженном азоте, а блок цилиндров помещают в печь.
Под воздействием температур гильза уменьшается, а посадочное место расширяется. За счет этого облегчается монтаж втулок.
Чтобы предотвратить образование конденсата на деталях вследствие перепада температур, их перед сборкой обрабатывают специальной жидкостью.